В последнюю субботу апреля выставочный зал «Гридчина», что в Подмосковье, был взорван дерзким выпадом со стороны современного искусства: главный изобретатель и выдумщик отечественного contemporary art Дмитрий Каварга сделал неожиданный реверанс в сторону своего друга и по совместительству гуру отечественного перфоманса - Олега Кулика. Формальным поводом выставки «Волос Кулика» стал заспиртованный волос, что сами организаторы воспринимают с долей иронии, однако из случайной находки, как это часто сегодня бывает, «произросла» очередная причудливая инсталляция и, к тому же, еще одна научно-философская гипотеза. Естественно, что сложился еще один повод съездить за город всей пишущей братии о подобных art-чудесах.
Как гласит легенда, на одном из заседаний на тему судеб современного искусства Каварга, пронзенный неясными предчувствиями, задумчиво подобрал волос, который выпал из легендарной бороды такого же легендарного Кулика... Но Каварга не был бы Каваргой, если бы просто выбросил этот почти артефакт в мусорную корзину. Неугомонный экспериментатор решил поместить его не куда-нибудь, а в раствор абсента, и... наперекор всем скептикам волос вырос! Сам собой. Новая самостоятельная жизнь заявила о себе дерзко и, даже, нахально.
Но зоркий взгляд художника в этом феномене усмотрел не что иное, как некий образ современного творческого сознания. Согласно этой объявленной концепции начинает брезжить пониманием происходящего, но позже возникает веер вопросов и ум, пытаясь в них хоть как-то разобраться, загоняет себя в тупик противоположных выводов. Еще бы, в виде волоса перед нами предстала модель... внутренней эволюции творца. Прозрачно-пластиковая труба ползет по всему пространству выставочного зала, завивается, скручивается, разрастается, усложняется, покрывает стены и потолок и даже вылезает наружу... Отдельными элементами экспозиции предстали увеличенные молекулярные схемы среза волоса. Кроме того и, как всегда у Каварги, зритель вынужден находится в контакте с инсталляцией и она активно реагирует на него с помощью звуков. С помощью нужной программы конструкция реагирует на любые «движения мозгов» человека, т.е. на его мысли и эмоции. Инсталляции у Каварги - это медитативные, затягивающие, даже пугающие своей чужепланетностью или инопланетностью арт-объекты. Но не отметить и их некое эстетическое начало никак нельзя: эти завитки скручиваются и сплетаются и превращаются в пластичные конструкции и массы - местами похожие на сливочный крем, местами на мыльные пузыри, и все пространство в итоге превращается в большую, захватывающую почти буквально, затейливую скульптуру... Она, продолжаясь даже снаружи здания, сливается с деревьями и зеленью. Мало того, для усиления эффекта присутствия сами посетители становятся частью арт-объекта, надевая специально приготовленные для всех прозрачно-белые халаты...
Восторг детворы, неожиданно попавшей в мир фантастики, неописуем.
Метафизически-биологическая инсталляция в целости и невредимости просуществует до 4 июля сего года.