En |
|
Pprofessors: "Red People. Арт-Конструктор" 30 января - 28 марта 2010
Пресс-релиз
Художники Андрей Люблинский и Мария Заборовская, объединившиеся в группу Pprofessors, создают занятные и узнаваемые проекты-исследования на границе дизайна и современного искусства. В экспозиции "Red People. Арт-конструктор" в зале Гридчина представлены гигантские скульптуры и небольшие объекты, серия принтов на ткани, комиксы, видеодокументация о путешествиях "красного человека". В этой работе авторы исследуют формальные выразительные возможности стандартного модуля в разных контекстах.
Red People это модульная система, конструктор, посредством которого собирается антропоморфный объект-персонаж. Такой конструктор позволяет не только манипулировать композиционными элементами, но и проникать за временные рамки, границы течений и жанров в искусстве. Являясь универсальным модулем, своего рода "вирусным объектом", "красный человек" может действовать практически в любом контексте, при этом, будучи в этот контекст не просто помещен, а полностью интегрирован.
Эта способность универсального модуля к интеграции позволила создать экспозицию специально для зала Гридчина: большинство объектов, вошедших в нее, ранее не выставлялось. На этот раз "красный человек" отправляется за город. На выставке будут показаны разные по размеру скульптуры-конструкторы, светящиеся лайт-боксы с комиксами, серия принтов на ткани, видеодокументация о путешествиях "красного человека". Также авторы представят свою интерпретацию известной скульптуры "LOVE" Роберта Индианы, а в окрестностях села Дмитровское планируется установить ландшафтную скульптуру - "красного человека", сидящего на стуле.
В проекте Red People художники аккумулируют мотивы творчества самых разных культовых авторов Малевича, Родченко, Брускина, Джакометти, Харинга, Гормли.
21 февраля 2010 года в рамках выставки "Red People. Арт-конструктор" группа Pprofessors провела мастер-класс для детей от 4-х до 12 лет. Каждый ребенок сможет стать дизайнером или художником, используя только подручные средства.
Фильм о выставке "Red People. Арт-Конструктор"
Александр Евангели: "Дизайн субъективности: антропологический объект группы Pprofessors" Дизайн становится важнейшей частью нашей жизни. В девяностые годы художники спасались подработками в креативной индустрии, сегодня происходит нечто противоположное — все чаще когнитивные пролетарии становятся художниками. В этом есть что-то от истины времени. Художники Андрей Люблинский и Мария Заборовская, объединившиеся в группу Pprofessors, создают занятные и узнаваемые проекты-исследования на границе дизайна и современного искусства. Эта граница довольно размыта и особенно в России проявлена слабо, в силу чего язык товара, коммерческого продукта или упаковки легитимирован только в своей исторической ипостаси. И хотя от дизайна в проекте "Red People. Арт-конструктор" остается выучка художников и отчасти этика гуманистического в своей основе баухауза и советского конструктивизма, проект инновационен именно артикуляцией этой границы. Red People и язык Группа Pprofessors исследует формальные выразительные возможности стандартного модуля в разных контекстах. В скульптуре модуль является опорой повторяющей себя (рекуррентной) структуры, выступает своего рода пикселом — но не изображения, а формы. В качестве единицы формы элемент конструкции непосредственно отсылает к проектности, к широко понимаемому дизайну. Работа художников на границе искусства и дизайна — это аналитическая работа с формальным языком искусства. В эпоху завершения больших нарративов остается говорить лишь о персональных историях и микрополитике — и в этом контексте именно дизайн оказывается тем инструментом, с помощью которого выстраиваются разного рода стратегии идентичности. В проекте Red People также можно усмотреть особую форму риторического повторения, когда сама процедура заряжена потенциалом формообразования.
Демократизация языка искусства — это авангардный принцип, по которому можно диагностировать прогрессивные усилия. Сделать небольшого красного человечка и потом снять его на камеру сотового телефона может каждый. Каждый может сегодня стать художником. Об этом надо чаще напоминать. Группа Pprofessors напоминает об этом детям на своих мастер-классах.
Red People и история искусства Поскольку в своей идее антропологического конструктора художники обращаются к базовым принципам формообразования, то совершенно естественным и даже необходимым становится использование простых элементов. Отсюда возникают референции ключевых для искусства работ Малевича, Родченко, Джакометти, Кита Харинга, Гормли и др. Опорой для размышления становится авангардная парадигма. От авангарда берется и переосмысливается простая пластика, сам принцип сборки, конструкции. Конструктивистский пафос нового искусства, рожденного для нового освобожденного мира, в полной мере разделяем и художниками. Художники несут наивную идею о переделке и улучшении мира, восходящую к светлой утопии исторического авангарда. Авангард в этом проекте вообще принципиально важный референт. Трансляция парадигмы авангарда в современную среду довольно давно отдана на откуп дизайну. Для того, чтобы авангард вернул себе статус мировоззренческого и жизнестроительного усилия должна возникнуть утопия. Другой вопрос — как возможно это через почти сто лет после русского авангарда? Похоже, проект Red People сообщает нам, что именно сейчас это и становится возможно. Именно сейчас ситуация в искусстве и в восприятии искусства меняется настолько радикально, что в поле актуального эксперимента, в поле своей рефлексии искусство захватывает не только восприятие, но и собственные основания. Утопия может проецироваться на уровень личного понимания и персонального безумия самыми разными способами. С рефлексий подобного рода сдвига мы имеем дело в проектах группы Pprofessors. Художники пригашают нас к интеллектуальному путешествию, в котором настоящее и будущее, высокое и низкое сплетены крепким узлом — конструктивизм, минимализм, эстетика взаимодействия. Проект путешествия же — своеобразная реплика в сторону искусства картографии и мейл-арта концептуалистов, а также стрит-арта. Кроме того, в проекте Red People возвращается Театральность, некогда самое большое зло для строгого модернистского искусства, изгнанное и одновременно навечно привязанное к минималисткой скульптуре стараниями Майкла Фрида. Минимальные формы и антропоморфность встретились вновь. Теперь уже без пафоса, мессианских претензий и особых церемоний. И в этой встрече эхом отзывается история искусства — от исторического авангарда до бесшабашных нью-йоркских восьмидесятых.
Red People и география В работах группы Pprofessors важен момент взаимодействия объектов со средой. Искусство выступает в качестве активной силы, в качестве эстетического агента новой культурной ситуации, способного менять доступный мир. Художники заполняют антропоморфными фигурами пространство, имитируют или придумывают разные сюжеты. Абстрактная форма включается в разные истории, становится персонажем. Персонаж — это всегда носитель истории, в том числе личной. Место эстетизируется, география превращается сначала в персонажные биографии, через них взаимодействует со зрителем, с местными жителями. Другой важной особенностью проекта Red People является поразительное непривычное выражение национальных корней в искусстве. В нулевые идеология постколониализма, равно как и постсоветского, себя исчерпала. На смену ей идет новая эстетика, которая одинакова близка и далека от локального и универсального. С одной стороны обобщенные формы, которые абсолютно не имеют национальной идентичности, с другой — аллюзии на русский авангард, который, как кажется, более важен именно на Западе чем в России. Это странное мерцание характерно для многих молодых художников. Возможно, одно из объяснений подобного рода трансформациям лежит в цифровой природе образов, из которых соткана наша повседневность.
Red People в современности
Однако при всей легко читаемой аллюзивности, художники работают не с историческими образами, а с современностью. Строго говоря, визуальность Red People, в которой технологическая образность интегрирована с пластикой, отсылающей к супрематической традиции, сообщает нам о современной ситуации глобализованного мира и является скорее языком среды, чем товарной упаковки, скорее средством городской коммуникации, чем симптомом тотальности рынка.
Сегодня мысль авангарда изменить жизнь при помощи искусства стала реальностью и, кажется, наметился обратный процесс. Это значит, что на уровне повседневности нам все чаще приходится принимать эстетические решения, мы вынуждены постоянно работать над дизайном нашего образа. Философ искусства Борис Гройс пишет о том, что непрерывный self-design становится своеобразным ответом человечества на «конец истории». В эпоху завершения большой политики и большой истории начинают работать стратегии самопредставления, вступает в действие политика личной истории. Эта ситуация относительно нова и во многом является результатом распространения социальных сетей и глобализационных процессов. Компьютеризация наложила свой отпечаток и на специфичную эстетику. Человек теперь — это, скорее, набор цифр и текстур. Как в компьютерной игре, когда ты выбираешь себе подмножество качеств из предложенного набора. Патриарх московского концептуализма Андрей Монастырский в девяностые тратил бездну времени на прохождение квестов и рецензии в компьютерные журналы. Его объекты-атрибуты маркировали начало новой эры, которая к нулевым уже успела стать незаметной повседневностью, такой же естественной, как теория относительности для ХХ века. Концептуализм с его прогулками и бесконечными переходами в некотором смысле предвосхитили Интернет-эпоху подобно тому, как фланер Бодлера стал прототипом Интернет-серфера. Red People группы Pprofessors, возможно, предвосхищает эру человеческих конструкторов, когда мы сможем обновлять свое тело с такой же легкостью, с какой меняем идентичности в сети. Александр Евангели
|
Присоединяйтесь и следите за нашими новостями!
|
|
Разработка и поддержка сайта |