En Главная страница Написать письмо  
  Gridchinhall  
 

Галерея / Арт-резиденция

 

«Свобода приходит нагая»
Полёт освобождения: от стыда к смеху

Частный Корреспондент, 25 июня 2011 г

Всплеск чувственности, желания, присущие экспрессионизму, прослеживаются в каждой работе московской художницы Вики Бегальской. Её выставку «Стыд» можно будет увидеть с 3 июля в Гридчинхолле. Будут показаны более 30 работ, не вполне умещающихся в принятые представления о женской свободе и приличиях. Куратор выставки Анатолий Осмоловский беседует с Викой о причинах, пробудивших интерес к столь откровенной теме.

— Первый вопрос традиционный: когда ты начала живописью заниматься?
— Сравнительно недавно, в 2003 году.

— Почему тебя пробило на это?
— Понесло в живопись? Вообще-то мне свойственно увлекаться новым, захотелось попробовать себя в живописи, хотя до этого я занималась видео, и в принципе достаточно успешно.

— И как ты почувствовала, что у тебя получается?
— Люди говорят, смех.

— У тебя самой есть какая-то система координат, ценностей? Как ты узнаёшь, что у тебя такая картина получилась, а другая не получилась?
— В первую очередь это стремление достижения чувства внутренней гармонии. Ты понимаешь, что картина окончена, когда она тебе нравится, внутренне она тебя радует: композицией, цветом… всем. В первую очередь для меня это и служит критерием оценки.

— Критерием является чувство? Неанализируемое состояние? Нельзя сказать, что здесь я красное пятно положил — это удачно, в следующий раз я положу точно такое же пятно здесь. Выбрасываешь свою энергию на холст — и выбрасываешь её до такой степени, пока ты не почувствуешь внутреннюю пустоту. Так?
— С одной стороны, так, а с другой, когда создаёшь ряд произведений, начинаешь анализировать, какие в этой серии более удачные работы, где красное пятно легло более удачно, и дальше пытаешься повторять, усовершенствовать удачные находки и приёмы, но критерием того, что произведение получилось, служит необъяснимое внутреннее чувство.

— Как получаются серии и как ты находишь темы работ?
— Прислушиваюсь к своим эмоциям. Что меня волнует больше всего именно сейчас, в данный момент, и как я могу это передать именно языком живописи. К примеру, было время, когда мне было интересно создавать женские портреты, после встречи с одной из женщин, реальных. Постепенно получился целый ряд женских портретов, такая серия.

— Эротического содержания. Почему эротического? Почему такая тематика?
— После встречи с женщиной Валей. Ей было 50 или 52 года, и она, не стыдясь своего тела, исполнила по моей просьбе стриптиз, станцевала перед камерой, рассказала историю своей жизни. У неё совершенно не было чувства закомплексованности, стыда, она была так искренне трогательна и наивна в своём желании понравиться. И, с одной стороны, можно было увидеть в этом пошлость, а с другой стороны, это была никакая не пошлость, а искреннее желание преодолеть своё одиночество. Вот это меня и поразило. Из этого и родилась серия портретов таких раскомплексованных сексуальных женщин.

— Она за деньги это делала?
— Нет, не за деньги — из любви к людям. В фильме она говорит об этом.

— А кто её стриптиз смотрел, кроме тебя?
— Был мужчина, инкогнито. Я, кстати, не учитывала этот момент.


— Ну хорошо, а если, например, такая раскомплексованная сексуальная женщина посмотрит на эту живопись, какие чувства ты бы хотела возбудить в ней?

— Хотелось бы, чтобы она не оставила её равнодушной.

Вызвала бы эмоции, всё равно какие: положительные или отрицательные. Вообще в занятии живописью таится некая внутренняя алхимия, потому что, с одной стороны, живопись возбуждает, прежде всего тебя самого; я имею в виду, что начинаешь рисовать, когда испытываешь сильное чувственное возбуждение: сексуальное, эмоциональное. С другой стороны, глядя на картину в процессе работы, ты прежде всего считываешь сочетание цветов, пластику, форму. То есть чувства, которые ты изначально вкладывал в картину, трансформируются в соединение формы и цвета, а к окончанию работы эмоции, подвигнувшие тебя к созданию произведения, полностью выхолащиваются, исчезают. Магия такая живописи.

— Хорошо, если мы говорим о живописи и магии живописи, тогда нужно, конечно, задать вопрос относительно исторических аспектов. Во-первых, какие художники тебе в истории представляются наиболее важными, которые повлияли на тебя, возможно, вдохновили тебя или актуальные для тебя в сегодняшней ситуации?
— Прежде всего это экспрессионисты, конечно же, немецкие, так как экспрессионизм, как известно, был актуализирован в Германии Фридрихом Ницше. Вообще для немецкого изобразительного искусства всегда был характерен поиск эстетики уродства. Ещё со времён Средневековья немецкие художники могли находить прекрасное в безобразном: Кранах, Грюневальд, Дюрер. Дальше очень важно влияние на становление экспрессионизма как стиля таких готических мастеров, как Эль Греко, Питер Брейгель Старший. Потом идут французские постимпрессионисты, швейцарец Фердинанд Ходлер, норвежец Эдвард Мунк, бельгиец Энсор. И наконец, группа «Мост» (1905 год, Дрезден), первое объединение художников-экспрессионистов: Блейль, Кирхнер, Хеккель, Нольде и т.д. Из современных — художники New Wild («Новые дикие»), среди них мой любимый художник Кипенбергер, Базелиц, Альберт Оехлен, Феттинг, Иммендорф, Люперц, Пенк. Из наших современников — это Даниэль Рихтер, Питер Дойг, Миззе, его живопись и скульптура.

— Иммендорф — это предыдущее поколение, 80-е года?
— Восьмидесятые, но он сравнительно недавно был ещё жив, и его работы очень современны.

— Хорошо, а из российской традиции есть какие-то пересечения?
— Наш известный экспрессионист, который сильно повлиял на становление этого направления, — Кандинский. Кандинский основал несколько групп в своё время, самая известная из них была «Синий всадник».

— А в актуальной ситуации московской, российской или восточноевропейской ты каким образом себя рассматриваешь? Если рассматриваешь, конечно. Например, в искусстве концептуализма тебе что-то близко или ты считаешь, что твои работы — это радикальный разрыв с концептуализмом?
— Экспрессионизм ведь возник как радикальный стиль. Например, движение «Новые дикие» возникло в 80-х в противовес концептуализму и минимализму как интеллектуальному искусству. Концентрация была перенесена на передачу эмоций. Художники пытались создать инновационно-образное, эмоциональное и субъективное искусство. На российской арт-сцене тоже есть целый ряд художников-живописцев, работающих в традиции экспрессионизма: Пётр Швецов, Влад Кульков, Егор Кошелев, Валерий Чтак.

— Ну хорошо, ты общаешься с концептуалистами, смотрит Звездочётов на твои работы и говорит: «Ни х… себе мазня!»
— Нет, Звездочётов мне говорит: «Что я могу сказать? Ты живописец, у меня такая поверхность никогда не получается». То есть ничего такого не говорит: «Ни х… себе, зачем ты это нарисовала?»

— Ну почему, в 90-е годы от них такое вполне можно было услышать. Запрещено было заниматься живописью вообще, и тот, кто занимался живописью, был последним придурком.
— Да, но сейчас времена изменились, они стали более терпимы. Например, мы были этой весной в Шаргороде с известным концептуалистом Никитой Алексеевым, он говорил: «Вика, я такую живопись не люблю, но за серьёзный труд — уважаю».

— Да, у него мягкая позиция. Когда мы разрабатывали каталог и вообще эту выставку, то я отметил, что сексуальность, сексуальные перверсии являются темой твоей работы в видео, в живописи, собственно даже в таких совсем абстрактных работах, если психоанализом заниматься, то это всё можно увидеть. Так вот, у меня такой вопрос: это сознательное тематизирование? Вот ты говоришь, что тебя натолкнуло одиночество некой женщины Вали на целую серию работ, но всё-таки понимаешь, одиночество — довольно депрессивная тема. Я бы сказал, что тема твоих работ не одиночество совсем...
— Нет, ты не понял, не одиночество. Парадигма: с одной стороны, вроде бы пошлый жест, что женщина откровенно себя демонстрирует, с другой стороны, её искренность, граничащая чуть ли не с детской наивностью, то есть некое преодоление условностей. Вот это меня натолкнуло.


— На самом деле не одиночество, а проблема свободы, разрыв определённых ханжеских условностей.
— Да, одиночество — это было проблемой одной этой женщины, которое, возможно, было мотивацией того, что она согласилась исполнить стриптиз для видео.

— Хорошо, ты считаешь, что сексуальность — это движущая энергия искусства?
— Так глобально я не могу рассматривать вопросы. В тот момент, когда я занималась…

— Нет, что значит в тот момент? У тебя 90% работ посвящены именно этой теме.
— Хорошо, сексуальность — движущая сила. Не могу сказать: искусства и вообще творчества. Но в моём случае — да, поскольку я могу её сублимировать и в дальнейшем визуализировать.


— В принципе это понятно, здесь идёт интересное совмещение с живописью, потому что твоя живопись, если говорить о ней отстранённо, достаточно весёлая. В ней нет никакой депрессивности. Экспрессионизм, о котором ты вспоминала, здесь есть прямые аналогии с «Новыми дикими», но скорее ближе к варианту Кипенбергера. Потому что кипенбергеровская живопись — она весёлая.

Мне кажется, в твоих работах в принципе момент веселья или некоторого куража в общем-то центральный. И если мы посмотрим на твои инсталляции, в частности лошадь, которую ты выставляла, — это работа весёлая, но в то же время это не такое веселье, как у «Синих носов», а это веселье, что называется, цветом, композицией. И на самом деле это очень сильно отличается от экспрессионизма, потому что экспрессионизм — это, конечно, жуткий надрыв, трагедия, и, в общем-то, глядя на работы экспрессионистов, ничего хорошего об этом времени сказать нельзя. Они показывают свою эпоху чрезвычайно жёсткой, напряжённой и конфликтной. А в твоих работах конфликта, на мой взгляд, нет, а есть такое разухабистое веселье. Мне кажется, это очень сильно связано с какими-то украинскими корнями. Все эти махновщины, Запорожская Сечь, зелёные бандиты и т.д. и т.д. Ты же на Украине родилась, да? Это ведь сильно повлияло? И харьковская школа фотографии эксплуатирует интонации этого безотчётного «счастья» и «веселья до упаду». В этом смысле ты живописный аналог, продолжение или вариация на те темы, которые разрабатывали в харьковской школе фотографии.
— Какие-то черты характера, эмоции, моё личное субъективное имеют отражение во всём этом. Но экспрессионизм — это прежде всего отказ от пространства и светотени, контрастные цвета, свободные формы, поэтому говорить, что это не экспрессионизм, тоже нельзя. Стилистика живописи экспрессионистская. К тому же, если взять тех же «Новых диких», это было время 80-х, и они все были этакие разухабистые весёлые парни, плюс много секса и много алкоголя. Тот же Кипенбергер умер от алкоголизма и большинство своих работ делал в нетрезвом состоянии.

— А ты работаешь в трезвом состоянии?
— Я работаю только в трезвом состоянии, принципиально в трезвом.


— Михайлов и Братков, их работы, я имею в виду и видео, и фотографии, — это всё показ раскомплексованного русского тела. И тело это раскомплексовано, если оценивать по работам Михайлова, ещё при советской власти. Или по крайне мере при советской власти оно не помещалось в тот лифчик и трусики, которые советская власть на него натягивала.
— Украина — это всё-таки юг. Много солнца, много вкусной пищи, люди любят весело проводить время, и, естественно, эти аспекты нашли отражение и в моём творчестве тоже.

— Какие у тебя планы? Расскажи, как ты работаешь? Ты работаешь серией или у тебя спонтанное творчество и не существует какого-то плана?
— Ты знаешь, я сейчас много сделала работ более абстрактного характера и продолжаю над этим работать. Что я буду делать дальше? Пока что продолжать то, над чем я работаю сейчас. На выставке будут представлены последние работы, и можно будет сравнить, насколько я ушла в параллельное пространство и параллельное время.


— Вообще традиция европейской и американской живописи, и, естественно, русско-советской, по крайне мере до середины века, до 30-х годов, — это безостановочная, бесконечная рефлексия на тему плоскостности изображения. Вот если мы будем говорить о каких-то современных авторах, о Даниэле Рихтере, Миззе, они, конечно, этой темой тоже озабочены. Но наиболее выражает её вторая волна, так, например, представители лейпцигской школы Матиас Вайшер и Давид Шнелль. У них центральная живописная проблема — это всё та же плоскостность. Художник встаёт перед холстом и понимает, что он стоит перед плоской вещью. И что делать? Нужно ли создавать «окно» в «иной мир», или, наоборот, показать, что «иной мир» — это иллюзия? Свой ответ был у американского абстрактного экспрессионизма. Лейпцигская школа как бы открывает «окно», закрытое американцами, и что же мы там видим? А видим мы там конгломерат плоскостей. У Вайшера бесконечные матрацы, ширмы, стены, углы, ковры… У Шнелля — пейзажи, загромождённые абстрактными, летящими в пространстве плоскостями, какими-то то ли фанерами, то ли металлическими листами типа скульптур Серра. Лейпцигская школа привнесла в эту проблематику утверждение того, что идея плоскостности наиболее ярко может быть раскрыта не через элиминацию пространства, а через взвешенное динамичное сопоставление. Но тебя эти проблемы не волнуют?
— Каждый художник сталкивается с проблемой изображения пространства и, решая её, высказывает своего рода философию искусства. Вайшер и Шнелль используют архитектуру как центральную тему, работая с пространством. Добавляя каждый следующий элемент, слой за слоем, раздвигают границы пространства, создают конструкции. Мне в этом отношении больше импонирует Даниэль Рихтер, который сочетает живописные стили нескольких столетий: барокко, прерафаэлиты, ренессанс, граффити, играет с объёмом и плоскостью, достигая при этом невероятной живописной свободы.

— Да, у Рихтера плоскость по-своему проявляется. Если посмотреть на его цикл с собаками, то эти собаки там абсолютно не объёмные, происходит постоянное мерцание между объёмным изображением и аппликацией. Собака нарисована как аппликация. Он всё время на эту тему рефлексирует. У него собаки как пятна. Как будто пролил кофе и получилась собака. Он пытается добиться такого эффекта. Он по-своему тоже анализирует плоскостность. Экспрессионизм, исторический экспрессионизм, в начале века, тоже на эту тему рефлексировал. Потому что те самые открытые цвета, которыми они занимались, которые пришли от Матисса, — это первичная рефлексия на тему плоскостности живописи. Она дальше нашла своё выражение в абстрактном экспрессионизме и супрематизме и т.д. и т.д. И если говорить о твоей живописи и говорить о том, чего в ней не хватает, то в ней не хватает следующего шага, который сделали все предыдущие поколения, а именно — перейти от открытой плоскости цвета к восприятию того, что это плоская вещь.
— Мои последние работы — на грани фигуратива и абстракции. И мне сейчас невероятно интересно именно в практических абстрактных работах смешивать объёмно-пространственное и линейно-плоскостное изображение, как, например, в «Малиновом рае»: глубокий лес и плоские фигуры птиц.

— Смотри, ты пишешь каких-нибудь женщин, особенно я помню твоих грудастых женщин. Что такое грудь женская? Женская грудь — это практически объект. Грудь по своей фундаментальной сущности является квинтэссенцией скульптуры. И если изображать женщину на холсте, то, мне кажется, надо вот эту дихотомию, оппозицию между грудью как скульптурой и живописью как плоским предметом каким-то образом зафиксировать. Это было бы интересно.
— На выставке будет несколько новых объектов, связанных с женской грудью, которые просто являются прямой иллюстрацией к твоим словам.

— А иконописная русская традиция для тебя важна? Я имею в виду, конечно, не религиозный аспект, а цветовые решения. Ведь локальные цвета использовались именно иконописцами. Экспрессионизм, по сути, реактуализировал эту традицию — по-своему, конечно.
— Да, любимые цвета наших иконописцев, так же как и экспрессионистов, — открытые. Иногда одним только цветом давалась глубокая характеристика, как, к примеру, красным плащом, развевающимся по ветру в иконе «Чудо Георгия о змие», давалась характеристика воину. Очень важна была и композиция. Едва ли не каждая икона мыслилась как подобие мира, и соответственно этому в композиции всегда присутствует средняя ось, что тоже нашло соответствующее отображение в экспрессионизме. Вообще художественные особенности древнерусской иконописи традиционно были переосмыслены многими художниками, в первую очередь, конечно же, русскими, среди них Петров-Водкин, Фаворский.

— Твои картины, особенно эта серия с голыми женщинами, можно сказать, такие своеобразные «сатанинские» иконы.
— Выстраивается ассоциативная цепочка: сатанинские иконы, «Сатанинские стихи» — роман Салмана Рушди, магический реализм, «Стыд» — есть ещё такой роман у Рушди. Кстати, надо ещё название выставки придумать. «Стыд»?

— «Стыд». Мне нравится.

Беседовал Анатолий Осмоловский

2016
Ноябрь
Июнь
Май
Март
Февраль
2015
Декабрь
Июнь
2014
Август
Июнь
Апрель
2013
Сентябрь
Июль
2012
Август
Май
Апрель
Март
Январь
2011
Ноябрь
Июль
Июнь
Апрель
Февраль
2010
Октябрь

 

  Присоединяйтесь и следите за нашими новостями!



 
 

© 2010-2018 Гридчинхолл

143422, Московская область, Красногорский район, Ильинское шоссе, село Дмитровское, улица Центральная, 23.
+7 909 634 52 14


Kayseri escortKayseri escort bayanKayseri escortsex hikayeleriporno izle
Рекламная группа «PRавда»
Разработка и поддержка сайта